logo
Централизованная Библиотечная Система Московского района г.Нижнего Новгорода

Трамвай как символ эпохи. 120 лет нижегородскому трамваю (1896)

Интернет-проект «Трамвай как символ эпохи» приурочен к 120-летию XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде (1896).
В 2016 году исполняется 120 лет с того момента как на линию вышел первый трамвай России, и это был Нижегородский трамвай.
23 мая 2016 года сотрудники библиотек г. Нижнего Новгорода совершили увлекательную экскурсию в Нижегородский музей трамваев. Подробнее.
Презентация «Самые необычные трамваи мира».
Мы собрали для вас самые удивительные трамваи. Скачать презентацию.
Презентация «Трамваи разных стран мира».
Трамваи работают почти во всех крупных городах мира. Скачать презентацию.
Предлагаем вашему вниманию путешествие по книге: Юрий Маркович Коссой «Нижегородский наш трамвай».
Ю.М. Коссой почти четверть века, с 1964 по 1987 год, возглавлял коллектив нижегородских электротранспортников. Автор книги знакомит нас с историей создания и развития Нижегородского трамвая. Остановка 1
К середине XIX столетия в Нижнем Новгороде насчитывалось сто двадцать восемь улиц, более десятка площадей, сорок одна улица имела дорожное покрытие. Бурное промышленное развитие России во второй половине XIX изменило размеренный патриархальный быт старого купеческого города. Заводы и фабрики концентрировали рабочую силу, население ближней округи уже не могло обеспечить развивающееся производство. Город впервые столкнулся с транспортной проблемой. Появились «линейки» и «конки». Остановка 2
2-го июня (14-го по новому стилю) 1892 года открылось пассажирское движение по первой киевской линии трамвая Подол-Крещатик. Этот факт имел определяющее значение и для судьбы будущего нижегородского трамвая. В 1983 году Нижегородский распорядительный комитет Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки (именно с ее открытием связывалось строительство трамвая) утвердил предварительную схему трамвайных линий. Остановка 3
15 мая 1895 года камер-юнкер Рафаэль Карлович фон Гартман и Нижегородская городская управа заключили договор о строительстве двух линий трамвая и двух элеваторов (фуникулеров) с правом концессии на эксплуатацию на 35 лет до мая 1931 года. Параграф второй договора устанавливал: «Городская электрическая железная дорога должны быть устроена Р. Фон Гартманом по следующим улицам и площадям: По верхней части города – от сада Минина против Манежа, через площадь Кадетского корпуса и военные ворота на Благовещенскую площадь, по Большой и Малой Покровским и Похвалинской улицам до конца этой улицы, что у сада Смирнова; по нижней части города – по Рождественской улице от церкви Иоанна Предтечи до плашкоутного моста. Для соединения этих двух линий должны быть построены две отдельные дороги, два элеватора: Кремлевский — от городского ночлежного дома у церкви Иоанна Предтечи, вверх в Кремль в Мининский сад, и Похвалинский – от площади у плашкоутного моста до конца Похвалинской улицы у сада Смирнова». Остановка 4
1896 год. Нижегородский трамвай строится. Три разные линии. Три независимых подрядчика. Линия выставочного трамвая Победова была однопутной, имела узкую колею (750мм) и протяженность три с половиной версты. Парк подвижного состава насчитывал семь крытых вагонов, изготовленных по специальному заказу в Германии. Любопытно, что один вагон был переоборудован на Сормовском заводе и предназначен специально для царя и его свиты. На этой трамвайной линии было 10 остановок. Остановка 5
Маршрут нижегородского трамвая компании фон Гартмана состоял из двух частей: верхней (3,5 версты) и нижней (1,25 версты). Между ними работали 2 элеватора (Кремлевский и Похвалинский) для подъема и спуска пассажиров. Плата за проезд была крайне дешевая – 5 копеек в первом классе и 3 копейки во втором. Остановка 6
Линия трамвая «Сименс и Гальске» проходила в Канавине. Строилась она как временная с единственной целью: соединить Всероссийскую торгово-промышленную и художественную выставку с вокзалом, ярмаркой и нижней частью города. Движение по заречной линии было открыто 8 (20) мая 1986 года. Именно это день и должен считаться днем рождения нижегородского – и, стало быть, российского трамвая. Остановка 7
Газеты уделяли много внимания и ходу строительства трамвайных линий в Нижнем Новгороде, и особенностям его работы. Интересно отметить, что в числе активных авторов, чье внимание привлекла «трамвайная» тематика, был Алексей Максимович Горький. Остановка 8
1901 год. Открыты новые трамвайные линии: Похвалинско-Острожная линия и Кремлевско-Монастырская линия до Крестовоздвиженского монастыря, располагавшегося в районе современной площади Лядова. Остановка 9
Первая мировая война и последующая за ней революция привели к тому, что 1 мая 1919 года нижегородский трамвай полностью остановился. Все сорок восемь вагонов остались в депо. В течение четырех лет, которые вместили в себя Гражданскую войну, послевоенную разруху, начало НЭПа, — не звенели трамваи на улицах Нижнего Новгорода. И лишь 3 августа 1923 года, к восторгу и удивлению жителей города, сверкающие свежей краской, украшенные зеленью и цветами вагоны вышли из ворот Канавинского трамвайного парка. Остановка 10
28 ноября 1923 года было открыто движение трамваев в верхней части города. Газеты часто помещали материалы на трамвайные темы. В одном из номеров «Нижегородской коммуны» были напечатаны, к примеру, «Правила пользования трамваем». Некоторые пункты этих «Правил» с интересом читаются и сегодня. Скажем, такие: «не допускаются к проезду лица в нетрезвом состоянии и дамы с длинными острыми шпильками без наконечников в шляпах». Остановка 11
Важный этап развития нижегородского трамвая отмечен сооружением линии по Зеленскому съезду. Огромный объем работ (помимо укладки пути и монтажа контактной сети, пришлось снести значительную часть высокого земляного откоса, разобрать несколько зданий, соорудить бетонную подпорную стенку) был выполнен в рекордно короткие сроки – меньше чем за три месяца. И на этот раз не обошлось без скептиков. «Трамвай в гору не пойдет!» — слышались голоса даже специалистов. Но трамвай пошёл. 16 ноября 1924 года нижегородцы получили быстрое и удобное сообщение Большой Покровской с Кооперативной улицей. Остановка 12
В 1927 году удалось полностью закончить строительство городского кольца. В том же 1927 году в городе появились первые автобусы. Остановка 13
1941 год. Началась Великая Отечественная война. А.Ф. Пирогова вспоминала эти трудные годы: «Приходилось по двенадцать часов не уходить из вагона, ночевать прямо в салоне, домой ездить было некогда. Особенно зимой доставалось, вагоны-то были холодные… Протрем солью отверстие с пятачок в окне кабины и едем. Сейчас и не вериться, что всё это было». Остановка 14
Война кончилась! Восстанавливать трамвайное хозяйство принялся весь город. Тысячи горьковчан принимали участие в массовых субботниках по ремонту и реконструкции трамвайных путей. Стал поступать новый подвижной состав. Из Куйбышева прибыли двенадцать вагонов серии КМ, из Казани – шесть, а из Москвы – четыре прицепных КП. К 1950 году численность инвентарного парка вагонов достигла двухсот сорока единиц, что несколько превышало довоенный уровень. Остановка 15
5 ноября 1965 года — открытие Молитовского моста через реку Оку, торжественно разрезана красная лента, и поток машин двинулся через мост. Но раньше всех по новому, только что открытому маршруту, проследовал трамвайный вагон № 752. Шестидесятые годы прошлого века для города Горького оказались периодом бурного хозяйственного подъема. Быстрыми темпами развивались внешние связи: была завершена электрификация дорожной магистрали Горький – Москва и ряда местных линий, началась эксплуатация Волго-Балтийского пути, сделавшего Горький портом пяти морей, по новому магистральному газопроводу в город пришел саратовский газ. Были построены новые современные вокзалы: речной, железнодорожный, авиационный. Расхожий газетный штамп — «город менялся на глазах» — на удивление точно отражал происходящие перемены. Остановка 16
В июне 1971 года, года 750-летия города Нижнего Новгорода – Горького, торжественно отмечалось 75-летие со дня пуска нижегородского трамвая. В то время было принято новым общественным начинаниям давать девизы, которые должны были отразить общую идею почина. Девиз, появившийся в Горьковском ТТУ, точно отразил задачу, поставленную перед всеми работниками управления: «Больше рейсов, меньше задержек — каждый день, на каждом маршруте». Остановка 17
К 1977 году электротранспорт впервые начал уступать своему конкуренту – автобусу. В это же время город начал строить метро. Велики были вынужденные потери доходов трамвайщиков. За три года (1977-1979) только исполком городского Совета принял сорок шесть решений о закрытии отдельных маршрутов на срок до полугода. Остановка 18