Библиотека — бестселлер на базе библиотеки им. А.Н. Толстого
Вот как написал об этом известный российский писатель Алексей Слаповский в своем письме читателям библиотеки. «Уважаемая Марина Юрьевна! Мне очень нравится идея вашего коллектива — идея благородная, нужная, учитывая то, что издатели и книгопродавцы не очень-то озабочены продвижением современной книги к читателю. Они печатают и продают современных русских авторов скорее «для ассортимента». Единственное — не люблю слова «бестселлер». Оно внедрено в нашу жизнь так же, как «блокбастер», «хит» и т.п. Это на самом деле очень хитрые слова, они облегчают жизнь производителям, делают книги, фильмы и музыку товаром. И, главное (что и нужно маркетологам), сбивают с толку людей, которые понемногу привыкают думать: ага, бестселлер, блокбастер, хит — это хорошо! Бывает же — и очень часто! — что это вовсе не хорошо, даже совсем плохо. А почему не просто (но слегка хитроумно): «Библиотека ваших книг?» Или еще что-то в этом духе? Но это только пожелание. Дорогие читатели библиотеки им.А.Н.Толстого! Я вас люблю заочно – и вы можете усмотреть в моих словах формальную лесть, обычную для приветственных речей. Но это правда, я действительно вас люблю – уже за то, что вы пришли в библиотеку, а не в магазин. Современные книжные магазины стремятся превратить читателя в потребителя, лишить его выбора, навязать ему свой вкус, вернее, безвкусицу. Почти правилом стало: чем хуже книга, тем выше тираж. Исключения бывают, но редко. Издатели и книготорговцы осознанно, ради прибыли, ведут игру на понижение. Чем нетребовательнее будет вкус покупателей, тем легче «впарить» им любую ерунду. Меж тем книжный вал за последние годы резко разделился на два неравных потока: собственно литература, книги о жизни и людях, авторы которых стремятся понять, что происходит в окружающем мире, и литература развлекательная, которая на самом деле не литература, а бизнес. Второй поток намного обильнее первого, и, пожалуй, только библиотеки способны противостоять этому накату, да еще, конечно, независимый вкус отдельных читателей. Главное качество, делающее из потребителя книг читателя – умение выбрать. Этим-то и отличаются магазины от библиотек: в магазинах ваш выбор в значительной мере предопределен (уже самим ассортиментом), в библиотеках – помогают его сделать. Признаемся себе: мы ориентируемся на моду, мы часто несамостоятельны или просто жертвы рекламы. О книге трещат во всех газетах (проплачено!), она лежит на всех лотках – ну, значит, надо взять. А проходит полгода, год – где та книга, где тот писатель, о которых так много говорилось? Ни следа – ни на прилавках, ни в душах читателей. Вот поэтому и нет лукавства в моем обращении, когда я говорю, что люблю вас заочно. Основание есть – вы пришли в библиотеку сделать свой выбор, а не подчиняться моде, не удовлетворять поверхностное любопытство. Значит – у меня есть шанс попасться вам на глаза и, может быть, заинтересовать вас своими книгам. Как же мне вас не любить? Надеюсь на взаимность! Ваш Алексей Слаповский»
А вот какие слова адресовал читателям писатель Алекс Экслер: «Дорогие читатели библиотеки имени А.Н.Толстого! Я очень рад, что вы в наше мультимедийное время, когда многие вместо книг стали предпочитать телевидение, видео и Интернет, вы продолжаете сохранять интерес к литературе, чью ценность, важность и значимость не заменить ничем другим. Книги являются источником знаний, помогают понять и осознать этот мир, но одновременно также могут служить средством отдыха и развлечений. Читайте всегда, читайте везде. Читайте разную литературу — познавательную, философскую, историческую, развлекательную и эмоционально-вдохновляющую. Не нужно зацикливаться на чем-то одном — любой вид литературы имеет право на существование. Тут главное, чтобы это была хорошая литература, а не дурацкие поделки. С уважением к вам, Алекс Экслер. Писатель».
За годы существования библиотеки – бестселлер были проведены самые разнообразные мероприятия, как по форме, так и по содержанию. Это: литературные часы, читательские конференции, встречи, литературные дебюты, викторины, акции, медиапрезентации, буктрейлеры.
Были выпущены рекомендательные списки, библиографические пособия, серия буклетов по творчеству российских и зарубежных писателей. Проводились библиотечные и социологические исследования на следующие темы: «Что читает молодежь?», «Лучшая книга – любимая книга?», « Мой любимый писатель», «Книга или кино?» и т. д.
Особо хочется отметить наш подход к комплектованию библиотеки. Прежде чем приобрести новые книги, мы проводим опросы читателей, просматриваем интернет — рейтинги. По результатам этих опросов и приобретается новая литература.